Последние темы
Ключевые слова
Поиск
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 101Последний зарегистрированный пользователь: Mariya
Наши пользователи оставили сообщений: 5074 в 3276 сюжете(ах)
Пользователи, открывшие больше всего тем
Ведьма Налья |
| |||
Ворожея Наталья |
| |||
Vanessa |
| |||
niko |
| |||
almira |
| |||
Моргана |
| |||
VEN |
|
Катальные горы
Страница 1 из 1
Катальные горы
Масленичная неделя
Сооружения из снега и льда для массового катания во время Масленицы.
Катальные горы
Катальные горы (катушки)- сооружения из снега и льда для массового катания во время масленицы.
Катальные горы начинали возводить примерно за одну-две недели до праздника. В этом процессе принимали широкое участие молодые незамужние люди обоего пола и молодые мужчины. К Масленице обязательно строили одну большую искусственную гору для всей деревни. Кроме нее ,,поулошно" могло существовать и еще несколько более мелких горок, а для детей заливали лед возле ворот домов. Для верхней части горы - головы или гузна - вкапывали вертикально четыре высоких столба от которых вниз, на наклонные слеги, полого начинали укладывать параллельно друг другу близкие по диаметру бревна. Всю конструкцию замазывали конским навозом и покрывали утрамбованным снегом, который несколько раз поливали на морозе водой до появления толстой гладкой ледяной корки на катальной поверхности, имевшей невысокие защитительные бортики и называвшейся скатом или катищем. Продолжением его служила специально расчищенная в снегу и залитая водой до замерзания длинная дорожка - улица, раскат, хвост. Если гора располагалась на берегу реки или озера, то раскатом служил расчищенный на них естественный лед. По всей длине пробега гору и улицу с обеих сторон часто украшали вкопанными елками, вениками, снежными обледенелыми фигурами с нарисованными углем лицами, а в темное время освещали фонариками и зажженными факелами из намотанной на шесты пакли или очесов. Для катания использовались разнообразные специально заранее изготовленные приспособления: ледянки - обмазанные навозом и покрытые льдом решета; обледеневшие шкуры домашних животных и рогожи; катанки или буки - старые подмороженные корзины; лотки - распиленные пополам чурки с уплощенным подмороженным основанием и выдолбленным сверху углублением; козлы, скачки, подки, корежки - долбленые из дерева ладьи с сидением в середине; катульки - заостренные впереди и выдолбленные сверху доски; скамейки, салазки и пр. Все они затаскивались на гору при помощи привязанной впереди веревки.
Катание с ледяных гор было одним из обязательных зимних развлечений спортивно-ритуального типа во время Масленицы. Это занятие получило широкое распространение на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. Оно служило удобным поводом для знакомства и совместного времяпрепровождения молодой незамужней молодежи, а так же своеобразного представления крестьянской общине недавно образованных новых брачных пар - молодоженов. В течение всей зимы горы служили постоянным местом развлечения для детей, преимущественно мальчиков. В обычное время для катания использовали высокие естественные образования в виде холмов или берегов рек, но только с наступлением масленичной недели это занятие приобретало массовый характер и получало ритуальную окраску.
Молодежь каталась всю неделю, а взрослые только ее последние три дня. Руководили всеми действиями и следили за порядком на горе парни. Кататься начинали с полудня или еще раньше. Все приходили сюда в лучших праздничных нарядах. На появившихся у горы впервые сразу набрасывались поджидавшие их здесь гуляющие и старались свалить в снег. При этом у мужчин сбивали шапки и натирали лицо снегом, а женщинам и девушкам засовывали снег в рубахи за пазуху.
Катание с гор в крестьянской традиции рассматривалось не только как праздничное развлечение, но и как определенное ритуальное действие. Поэтому первыми его начинали девушки и женщины. Девушки катались по одной или группами на донцах от прялок. По длине их пробега судили как далеко от дома они выйдут замуж и кто из них лучше прядет. После них с магической целью, ,,на долгий лен" - для получения лучшего урожая льна, на перевернутых обледенелых скамейках, санях без оглобель и таких же прялочных донцах под смех и свист зрителей начинали кататься замужние женщины. После них горка предоставлялась для всех присутствующих и тогда уже катались все, кто как хотел. На одну обледенелую кожу усаживалось иногда до десяти человек. На санках катались ,,кораблем", при этом двое усаживались лицом друг к другу, а третий помещался между ними. Так как горы были излюбленным местом знакомства и подбора возможных брачных пар, молодые люди и их родители имели здесь возможность присмотреться друг к другу повнимательнее и показать себя с выгоднейшей стороны. Парни приглашали кататься понравившихся им девушек на нарядных расписных салазках. Они усаживали одну или двоих из них к себе на колени и, отталкиваясь от стенок горы руками для лучшего разгона, начинали спуск. Если все проходило удачно, то парень имел право поцеловать девушку. Если же санки опрокидывались в снег, то он это право утрачивал. В некоторых губерниях парню разрешалось поцеловать девушку, которую он катал, только в последний день праздника. В некоторых местностях девушки при катании сажали на колени парней или, если умели хорошо управлять салазками сами, катали друг друга. Когда пара съезжала с горы на шкуре или рогоже, то парень садился впереди, а девушка становилась сзади на колени и обнимала его за шею. По деревенским правилам парню не полагалось катать одну и ту же девушку больше трех раз.
На горки парни приносили для девушек различные угощения- семечки, орехи и конфеты, девушки же иногда приходили сюда с блинами. При этом они пели специальные обрядовые песни:
"Расскажи- ка, масленица,
Как блиночки пекла?
Ой, блины мои, блины,
Блины масленые.
Как блиночки пекла,
Сколько сдобья клала?
Растворила я блины
На холодной на воды,
Никто не покупает,
Никто даром не берет".( тульск.)
Особым вниманием присутствующих пользовались приезжавшие на катание с гор молодожены, для которых это действие являлось обязательным, так как входило в перечень неприменных актов их обрядового представления крестьянскому обществу.
В некоторых богатых крестьянских семьях, где имелись девушки ,,на выданье", братья устраивали горы специально для сестер. В таких случаях, посылали ,,позваток" ко всей родне с приглашением присылать кататься своих детей и приходить самим угощаться блинами. Посланцев полагалось угостить вином и блинами. Отказываться в таких случаях считалось неприличным, но если визит не представлялся возможным, то отказ должен был быть хорошо аргументированным. Пришедших гостей с почестями встречали у ворот дома, а потом старались попотчевать, как можно лучше. На подобных катаниях так же было принято присматривать себе суженных.
Катальные ледяные горы во время Масленицы строили не только в деревнях, но и в городах и даже столице России. Правда, там они воспринимались публикой только как развлекательная часть праздника. В сибирских городах - Омске, Томске - с гор во время праздника катались все слои населения, но для каждого сословия время для этого в течение дня было регламентировано. Простолюдины развлекались всю неделю с раннего утра до поздней ночи. Для высших слоев общества и чиновного люда приличным считалось катание только с 12 до 2 часов дня. В темное время суток горы освещали с помощью плошек, заправленных жиром, зажженных смоляных бочек и фонарей. В Москве ледяные горы до ХVIII в. строили на Москве-реке и Неглинной речке от Воскресенских до Троицких ворот. При Петре I они переместились в район Красных ворот. В Санкт-Петербурге первые постройки возникли между Зимним дворцом и Петропавловской крепостью, а позднее горы появились возле Адмиралтейства, на Царицином лугу и Театральной площади.
Катальная гора в крестьянской традиции часто наделялась определенными магическими свойствами. Явление это не было случайным. Здесь, вероятно, нашло отражение мифологическое восприятие ее в древности как определенного объекта, являвшегося трансформацией мирового древа. Голову горы в этом случае считали частью, непосредственно связанной с космосом, а нижнюю - с нижним миром, преисподней. Момент же скатывания человека с горы на санках нес на себе отпечаток пережитков языческих приемов карпогонической магии. Он как бы заменял собой катание человека по земле, которое в древности воспринималось, как магический обряд слияния с землей и оплодотворения ее, совершавшийся для увеличения плодовитости почвы и успешности ожидаемого урожая. В масленичных ритуалах роль земли отводилась снегу, покрывавшему в это время года территорию поселений, пахотные угодья и выпасы.
Сооружения из снега и льда для массового катания во время Масленицы.
Катальные горы
Катальные горы (катушки)- сооружения из снега и льда для массового катания во время масленицы.
Катальные горы начинали возводить примерно за одну-две недели до праздника. В этом процессе принимали широкое участие молодые незамужние люди обоего пола и молодые мужчины. К Масленице обязательно строили одну большую искусственную гору для всей деревни. Кроме нее ,,поулошно" могло существовать и еще несколько более мелких горок, а для детей заливали лед возле ворот домов. Для верхней части горы - головы или гузна - вкапывали вертикально четыре высоких столба от которых вниз, на наклонные слеги, полого начинали укладывать параллельно друг другу близкие по диаметру бревна. Всю конструкцию замазывали конским навозом и покрывали утрамбованным снегом, который несколько раз поливали на морозе водой до появления толстой гладкой ледяной корки на катальной поверхности, имевшей невысокие защитительные бортики и называвшейся скатом или катищем. Продолжением его служила специально расчищенная в снегу и залитая водой до замерзания длинная дорожка - улица, раскат, хвост. Если гора располагалась на берегу реки или озера, то раскатом служил расчищенный на них естественный лед. По всей длине пробега гору и улицу с обеих сторон часто украшали вкопанными елками, вениками, снежными обледенелыми фигурами с нарисованными углем лицами, а в темное время освещали фонариками и зажженными факелами из намотанной на шесты пакли или очесов. Для катания использовались разнообразные специально заранее изготовленные приспособления: ледянки - обмазанные навозом и покрытые льдом решета; обледеневшие шкуры домашних животных и рогожи; катанки или буки - старые подмороженные корзины; лотки - распиленные пополам чурки с уплощенным подмороженным основанием и выдолбленным сверху углублением; козлы, скачки, подки, корежки - долбленые из дерева ладьи с сидением в середине; катульки - заостренные впереди и выдолбленные сверху доски; скамейки, салазки и пр. Все они затаскивались на гору при помощи привязанной впереди веревки.
Катание с ледяных гор было одним из обязательных зимних развлечений спортивно-ритуального типа во время Масленицы. Это занятие получило широкое распространение на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. Оно служило удобным поводом для знакомства и совместного времяпрепровождения молодой незамужней молодежи, а так же своеобразного представления крестьянской общине недавно образованных новых брачных пар - молодоженов. В течение всей зимы горы служили постоянным местом развлечения для детей, преимущественно мальчиков. В обычное время для катания использовали высокие естественные образования в виде холмов или берегов рек, но только с наступлением масленичной недели это занятие приобретало массовый характер и получало ритуальную окраску.
Молодежь каталась всю неделю, а взрослые только ее последние три дня. Руководили всеми действиями и следили за порядком на горе парни. Кататься начинали с полудня или еще раньше. Все приходили сюда в лучших праздничных нарядах. На появившихся у горы впервые сразу набрасывались поджидавшие их здесь гуляющие и старались свалить в снег. При этом у мужчин сбивали шапки и натирали лицо снегом, а женщинам и девушкам засовывали снег в рубахи за пазуху.
Катание с гор в крестьянской традиции рассматривалось не только как праздничное развлечение, но и как определенное ритуальное действие. Поэтому первыми его начинали девушки и женщины. Девушки катались по одной или группами на донцах от прялок. По длине их пробега судили как далеко от дома они выйдут замуж и кто из них лучше прядет. После них с магической целью, ,,на долгий лен" - для получения лучшего урожая льна, на перевернутых обледенелых скамейках, санях без оглобель и таких же прялочных донцах под смех и свист зрителей начинали кататься замужние женщины. После них горка предоставлялась для всех присутствующих и тогда уже катались все, кто как хотел. На одну обледенелую кожу усаживалось иногда до десяти человек. На санках катались ,,кораблем", при этом двое усаживались лицом друг к другу, а третий помещался между ними. Так как горы были излюбленным местом знакомства и подбора возможных брачных пар, молодые люди и их родители имели здесь возможность присмотреться друг к другу повнимательнее и показать себя с выгоднейшей стороны. Парни приглашали кататься понравившихся им девушек на нарядных расписных салазках. Они усаживали одну или двоих из них к себе на колени и, отталкиваясь от стенок горы руками для лучшего разгона, начинали спуск. Если все проходило удачно, то парень имел право поцеловать девушку. Если же санки опрокидывались в снег, то он это право утрачивал. В некоторых губерниях парню разрешалось поцеловать девушку, которую он катал, только в последний день праздника. В некоторых местностях девушки при катании сажали на колени парней или, если умели хорошо управлять салазками сами, катали друг друга. Когда пара съезжала с горы на шкуре или рогоже, то парень садился впереди, а девушка становилась сзади на колени и обнимала его за шею. По деревенским правилам парню не полагалось катать одну и ту же девушку больше трех раз.
На горки парни приносили для девушек различные угощения- семечки, орехи и конфеты, девушки же иногда приходили сюда с блинами. При этом они пели специальные обрядовые песни:
"Расскажи- ка, масленица,
Как блиночки пекла?
Ой, блины мои, блины,
Блины масленые.
Как блиночки пекла,
Сколько сдобья клала?
Растворила я блины
На холодной на воды,
Никто не покупает,
Никто даром не берет".( тульск.)
Особым вниманием присутствующих пользовались приезжавшие на катание с гор молодожены, для которых это действие являлось обязательным, так как входило в перечень неприменных актов их обрядового представления крестьянскому обществу.
В некоторых богатых крестьянских семьях, где имелись девушки ,,на выданье", братья устраивали горы специально для сестер. В таких случаях, посылали ,,позваток" ко всей родне с приглашением присылать кататься своих детей и приходить самим угощаться блинами. Посланцев полагалось угостить вином и блинами. Отказываться в таких случаях считалось неприличным, но если визит не представлялся возможным, то отказ должен был быть хорошо аргументированным. Пришедших гостей с почестями встречали у ворот дома, а потом старались попотчевать, как можно лучше. На подобных катаниях так же было принято присматривать себе суженных.
Катальные ледяные горы во время Масленицы строили не только в деревнях, но и в городах и даже столице России. Правда, там они воспринимались публикой только как развлекательная часть праздника. В сибирских городах - Омске, Томске - с гор во время праздника катались все слои населения, но для каждого сословия время для этого в течение дня было регламентировано. Простолюдины развлекались всю неделю с раннего утра до поздней ночи. Для высших слоев общества и чиновного люда приличным считалось катание только с 12 до 2 часов дня. В темное время суток горы освещали с помощью плошек, заправленных жиром, зажженных смоляных бочек и фонарей. В Москве ледяные горы до ХVIII в. строили на Москве-реке и Неглинной речке от Воскресенских до Троицких ворот. При Петре I они переместились в район Красных ворот. В Санкт-Петербурге первые постройки возникли между Зимним дворцом и Петропавловской крепостью, а позднее горы появились возле Адмиралтейства, на Царицином лугу и Театральной площади.
Катальная гора в крестьянской традиции часто наделялась определенными магическими свойствами. Явление это не было случайным. Здесь, вероятно, нашло отражение мифологическое восприятие ее в древности как определенного объекта, являвшегося трансформацией мирового древа. Голову горы в этом случае считали частью, непосредственно связанной с космосом, а нижнюю - с нижним миром, преисподней. Момент же скатывания человека с горы на санках нес на себе отпечаток пережитков языческих приемов карпогонической магии. Он как бы заменял собой катание человека по земле, которое в древности воспринималось, как магический обряд слияния с землей и оплодотворения ее, совершавшийся для увеличения плодовитости почвы и успешности ожидаемого урожая. В масленичных ритуалах роль земли отводилась снегу, покрывавшему в это время года территорию поселений, пахотные угодья и выпасы.
Vanessa- Активные пользователи
- Зодиак :
Сообщения : 461
Очки : 3257 Дата регистрации : 2015-10-09
Возраст : 33
Откуда : Москва
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Стороны Теней Силы
» Вырастить стражей из своей тени
» ЗАГОВОР НА ТЕНЬ ДЕРЕВА,НА ЗДОРОВЬЕ
» Вызывание теней мертвых
» ЗАГОВОР НА ТЕНЬ ДЛЯ ВАЖНОГО ДЕЛА
» Шеол - "Страна без возврата"
» Криптография Магии Тени
» Ритуал Инвокации Теней