Последние темы
Ключевые слова
Поиск
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 141Последний зарегистрированный пользователь: Lili
Наши пользователи оставили сообщений: 4489 в 3273 сюжете(ах)
Пользователи, открывшие больше всего тем
Ведьма Налья | ||||
Полина Дмитриевна | ||||
Vanessa | ||||
niko | ||||
almira | ||||
Моргана | ||||
VEN |
Чистый понедельник
Страница 1 из 1
Чистый понедельник
Чистый понедельник - народное название первого дня первой недели Великого Поста. Говорили, что в этот день "ничто нечистое не должно ни входить в уста, ни выходить из уст". Основное церковное значение этого дня - это приобщение к святому, размежевание с предшествующим временным периодом, с греховной масленичной неделей. В этот день пост был особенно строг. Предписывалось "сухоястие": не варили ничего горячего, употребляя только тертый хрен с квасом и солью. Встречаясь, крестьяне поздравляли друг друга с началом Поста: "Здорово заговелись на хрен, на редьку, на белую капусту".
Повсеместно в чистый понедельник было принято топить баню. Но мылись не только для очищения тела. Мытье символизировало очищение души после разгула Масленицы, ее обновление в преддверии поста и исповеди. Оно также служило границей, отделяющей Масленицу от поста. В Саратовской губ., где проводы Масленицы еще продолжались в чистый понедельник, кататься на лошадях, обжираться и выпивать разрешалось только до бани, после которой веселье считалось уже грехом.
Хозяйки, начиная с этого дня готовить постную пищу, "очищали" посуду от остатков скоромной: перемывали ее со щелоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще всю посуду, в которой готовили и из которой ели скоромное, выносили в погреб или кладовку, доставая "постные" горшки, миски и ложки, которые хранились для поста отдельно в течение всего остального времени года. Кое-где обязательно мыли также кадушку из-под питьевой воды, наполняя ее чистой ключевой или речной водой. Остатки скоромной пищи сушили, оставляя их до Пасхи в погребе, зарывая в закромах в пшеницу, или скармливали скоту и курам.
Чтобы очиститься от съеденной скоромной пищи, существовал обычай "прополоскать зубы" водкой, которого чаще придерживались мужчины. Говорили: "У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть". В некоторых местах пожилые хозяева справляли так называемое "похмелье", в ходе которого напивались, веселились и "пропивали" своих детей, то есть договаривались о свадьбах. В понедельник в некоторых местах парнями устраивались кулачные бои, которые также должны были способствовать "очищению" от скоромного, их называли "блины вытрясать" (тульск.) или "выколачивать лепешки" (вятск.). Эти мероприятия были тесно связаны с предшествующим периодом, в народе их называли "тужилки по Масленице", т.е. сожаление о прошедшей Масленице, а по сути они были ее продолжением и завершением.
Особенное пограничное значение Чистого понедельника, отделявшего период мясоеда от безвременья поста, видно из следующего обычая. Во Владимирской губ. с вечера Прощенного воскресенья зеркала в домах завешивались, закрывались платком, подобно тому, как если бы в доме находился покойник. Крестьяне говорили: "Посмотреться в Чистый понедельник в зеркало, все одно, что поглядеть на покойника".
Повсеместно в чистый понедельник было принято топить баню. Но мылись не только для очищения тела. Мытье символизировало очищение души после разгула Масленицы, ее обновление в преддверии поста и исповеди. Оно также служило границей, отделяющей Масленицу от поста. В Саратовской губ., где проводы Масленицы еще продолжались в чистый понедельник, кататься на лошадях, обжираться и выпивать разрешалось только до бани, после которой веселье считалось уже грехом.
Хозяйки, начиная с этого дня готовить постную пищу, "очищали" посуду от остатков скоромной: перемывали ее со щелоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще всю посуду, в которой готовили и из которой ели скоромное, выносили в погреб или кладовку, доставая "постные" горшки, миски и ложки, которые хранились для поста отдельно в течение всего остального времени года. Кое-где обязательно мыли также кадушку из-под питьевой воды, наполняя ее чистой ключевой или речной водой. Остатки скоромной пищи сушили, оставляя их до Пасхи в погребе, зарывая в закромах в пшеницу, или скармливали скоту и курам.
Чтобы очиститься от съеденной скоромной пищи, существовал обычай "прополоскать зубы" водкой, которого чаще придерживались мужчины. Говорили: "У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть". В некоторых местах пожилые хозяева справляли так называемое "похмелье", в ходе которого напивались, веселились и "пропивали" своих детей, то есть договаривались о свадьбах. В понедельник в некоторых местах парнями устраивались кулачные бои, которые также должны были способствовать "очищению" от скоромного, их называли "блины вытрясать" (тульск.) или "выколачивать лепешки" (вятск.). Эти мероприятия были тесно связаны с предшествующим периодом, в народе их называли "тужилки по Масленице", т.е. сожаление о прошедшей Масленице, а по сути они были ее продолжением и завершением.
Особенное пограничное значение Чистого понедельника, отделявшего период мясоеда от безвременья поста, видно из следующего обычая. Во Владимирской губ. с вечера Прощенного воскресенья зеркала в домах завешивались, закрывались платком, подобно тому, как если бы в доме находился покойник. Крестьяне говорили: "Посмотреться в Чистый понедельник в зеркало, все одно, что поглядеть на покойника".
Vanessa- Активные пользователи
- Зодиак : Сообщения : 438
Очки : 4505 Дата регистрации : 2015-10-09
Возраст : 37
Откуда : Москва
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Сб Дек 04 2021, 20:39 автор Полина Дмитриевна
» Бесплатная школа таро, для начинающих
Вт Авг 03 2021, 13:03 автор Natusa
» Маски тени
Сб Дек 14 2019, 00:13 автор Аладай
» Стороны Теней Силы
Сб Дек 14 2019, 00:09 автор Аладай
» Вырастить стражей из своей тени
Сб Дек 14 2019, 00:07 автор Аладай
» ЗАГОВОР НА ТЕНЬ ДЕРЕВА,НА ЗДОРОВЬЕ
Пт Дек 13 2019, 23:57 автор Аладай
» Вызывание теней мертвых
Пт Дек 13 2019, 23:52 автор Аладай
» ЗАГОВОР НА ТЕНЬ ДЛЯ ВАЖНОГО ДЕЛА
Пт Дек 13 2019, 23:48 автор Аладай
» Шеол - "Страна без возврата"
Пт Дек 13 2019, 23:41 автор Аладай